Кабинет церковного краеведения

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ПО ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНСКОГО ХРАМА С. ВАСИЛЬЕВО

Клировая ведомость* Воскресенского храма с. Васильево за 1832 год

Ведомость о церкви Воскресения Христова с. Васильевского Коломенского уезда

1) Построена в 1712 году тщанием прихожан.

2) Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка.

3) Престол в ней два: в настоящей холодной во имя Воскресения Христова; и в приделе во имя святителя и чудотворца Николая.

4) Утварью достаточна.

5) Причта положено штату издавна: священник, диакон, дьячек, пономарь.

6) Земли при сей церкви: усадебной 1,5 дес., ** пашенной и сенокосной 33 дес., каковая земля находится в дальнем расстоянии, и к обрабатыванию священно-церковнослужителям совсем не способны. Плана и межевой книги на оную землю не имеется, и значится ли во владельческом неизвестно. В производство о сей земле нигде нет, которую землю владеют священно-церковнослужители сами.

7) Домы у священно и церковнослужителей собственные на церковной земле.

8) На содержание священноцерковнослужителей постоянного оклада не получается, содержание их посредственное.

9) Зданий принадлежащий сей церкви ни каких не имеется.

10) Расстоянием сия церковь от консистории во 115 верстах, *** от духовного правления в 15 верстах, а в должности благочинного священник при сей самой церкви.

11) Ближайшие к ней церкви суть: Успенская, что в Белых Клодезях в 4, и Христорождественская, что в селе Хотяинове в 5 верстах.

12) Приписных церквей к сей церкви не имеется.

13) Домовой в сем приходе ни у кого нет.

14) Опись церковному имуществу есть сделана в 1821 году, скреплена Коломенского духовного правления присутствующим Петром Софроновым, утверждена печатью духовного правления.

15) Приходно-расходные книги**** о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Коломенского духовного правления даны в 1821 году, ведутся исправно, и хранятся в целости.

16) Копии с метрических книг***** с 1802 года хранятся в целости.

17) Исповедные росписи****** с 1805 года хранятся в целости.

18) В обыскной книге******* выданной за шнуром и печатью Коломенского духовного правления 1824 года и скрепленной правления присутствующим Петром Сафрониевым писанных листов 82, неписанных 50[1].

Ведомость о священно-церковнослужителях Воскресенского храма с. Васильевского

Священник Алексей Иванов Лебедев, 32 лет, священнический сын. По окончанию Московской семинарии богословского курса уволен с аттестатом 2 разряда. 1824 года ноября 29 дня Высокопреосвященнейшим Филаретом архиепископом Московским и Коломенским посвящен на настоящее место во священника. Грамоту имеет. 1832 года марта 9 дня определен быть в должности благочинного.

В семействе у него: жена Пелагея Александрова 23 лет. Дети: Петр, 5 лет, обучается читать. Иван, 3 лет. Михаил, 1 год.[2]

Диакон Василий Ильин Преображенский 35 лет, священнический сын. Из высшего грамматического класса бывой Московской академии 1813 года декабря 15 дня Преосвященным Августином, епископом Дмитровским, викарием Московским определен Подольской округи села Сатина к Вознесенской церкви во дьячка. 1814 года сентября 2 дня оным же Преосвященным переведен той же округи села Красного к Иоанно-Богословской церкви в пономаря, 1816 года ноября 21 дня им же Преосвященным посвящен в стихарь. 1820 года сентября 4 дня Высокопреосвященнейшим Серафимом митрополитом Московским и Коломенским переведен в Москву Никитского сорока к церкви Вознесения Господня, что на Большой Никитской улице в пономаря, 1824 года сентября 4 дня Высокопреосвященнейшим Филаретом архиепископом Московским и Коломенским переведен к Федоро-Студитской церкви того же сорока во дьячка. Того же года ноября 17 дня Его же Высокопреосвященством посвящен на настоящее место, грамоту имеет.

В семействе у него: жена Татьяна Петрова 30 лет, дети: Иван Преображенский, обучается в низшем отделении Коломенского уездного училища, 12 лет, Мария, 5 лет, Авдотья 6 мес.

Дьячек Прокопий Федотов Воскресенский 33 лет, пономарский сын. Из высшего отделения Коломенского духовного уездного училища 1818 года марта 23 дня определен Высокопреосвященнейшим Августином архиепископом Московским и Коломенским Коломенской округи села Подберезовиков к Николаевской церкви во дьячка[3]. 1819 года марта 17 дня Преосвященным Лаврентием, епископом Дмитровским, викарием Можайским посвящен в стихарь, 1820 года июня 19 дня по резолюции его же Преосвященства переведен на настоящее место, грамоту имеет.

В семействе у него: жена Ирина Иванова, 32 лет. Дети: Илья исключенный 1832 года из Коломенского приходского училища живет у отца, 10 лет.

Иван 11 лет, обучается в нижнем отделении Коломенского уездного училища на полукоште.

Анна, 5 лет.

Сергий, 3 лет.

Алексей, 1 год.

Пономарь Николай Алексеев 56 лет, священнический сын, в школах не обучался. 1791 года декабря 18 дня определен Преосвященнейшим Афанасием епископом Коломенским и Тульским Серпуховской округи села Вихарны к Богородицерождественской церкви. Его же преосвященством посвящен в стихарь 1795 года апреля 5 дня. 1831 года сентября 23 дня Высокопреосвященнейшим Филаретом митрополитом Московским и Коломенским переведен на настоящее место , грамоту имеет.

Жена его: Екатерина Михайлова, 54 лет. Дети: Варвара , 16 лет, читать и писать.

Иван малоумный, 13 лет[4].

Престарелый той же церкви уволенный по нездравомыслию от должности священника Алексей Иванов 68 лет. Коего указом Московской духовной консистории от 12 августа 1827 года предписано: 1. отдать с женой его и имением под надзор и содержанье братьям его священникам Тульской епархии Ефремовской округи, села Кадина Ефимию Иванову, и села Медова Феодору Иванову, по изъявленному от них желанию. 2. После сего в Московской епархии его не числить: но он проживает в означенном селе на содержании ежемесячном от помещика сельца Васильевского графа Алексея Львовича Санти, деревни Жилино графа Александра Львовича Санти и сельца Акатьево графа Василия Александровича Санти от коих ежегодно получает по 200 руб.

Жена его Анна Саввина, 66 лет.

После умершего той же Воскресенской церкви пономаря Феодора Иванова дети:

Алексей Ремизов 18 лет обучается в низшем отделении Спасо-Андрониевского уездного училища на полном казенном содержании

Гликерия 14 лет, живет у опекуна города Коломны.

Покровской церкви диакона Николая Прокопиева на положении попечительства, обучается читать[5].

Ведомость о приходе

В селе Васильевском помещика графа Алексея Львовича Санти, который тут не живет:

Дворовых людей: дворов – 1, душ мужских – 4, душ женских –4.

Крестьян: дворов – 68, душ мужских – 422, душ женских – 449.

В сельце Акатьеве помещика графа Василия Александровича Санти, который тут не живет:

Дворовых людей: дворов – 1, душ мужских – 20, душ женских – 16.

Крестьян: дворов – 69, душ мужских – 373, душ женских – 399.

В деревне Жилеве означенного помещика:

Крестьян: дворов – 21, душ мужских – 132, душ женских – 132.

В той же деревне графа Александра Львовича Санти, который тут не живет:

Крестьян: дворов – 32, душ мужских – 157, душ женских – 175.

Итого, дворов – 192, душ мужских – 1108, душ женских – 1175[6].

Историческая справка

*Клирова ведомость – ежегодный отчетный документ, составлявшийся в синодальную эпоху по каждому приходу, содержал краткие сведения о храме и приходе, а также о лицах духовного сословия.

**Десятина – русская единица земельной площади, равная 2 400 квадратным саженям (1,0925 гектара).

***Верста – русская единица измерения расстояния, соответствует 1066 метров.

****Приходно-расходная книга – приходской документ бухгалтерского учета, в котором фиксировались все факты хозяйственной жизни (хозяйственные операции).

*****Метрические книги (матрикулы, метрики) – особые церковные книги, куда, согласно церковно-государственным постановлениям Российской империи, записывались события рождения и крещения, брака и смерти. Все метрические книги структурно разделяются на три части: 1-ая – о родившихся, 2-ая – о браком сочетавшихся, 3-ая – об умерших. Каждая часть состоит из листов, напечатанных по утвержденной форме, ежегодно закупавшихся церковными старостами приходов.

******Духовная роспись (Исповедная роспись) – ежегодный отчетный документ, составлявшийся в синодальную эпоху по каждому приходу, в котором фиксировались исповедь и причастие каждого прихожанина в периоды постов.

*******Обыскная книга – опрос жениха и невесты, проводимый перед совершением Таинства Венчания на предмет выяснения законности их брака.

_________________________________________________________

 

[1] ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1914. Лл. 314 с об.

[2] ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1914. Лл. 315 с об.

[3] ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1914. Л. 316 с об.

[4] ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1914. Л. 317 с об.

[5] ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1914. Л. 319 с об.

[6] ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1914. Л. 320 с об.

__________________________________________________

(2025)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *